Бизнес в Китае "Межличностное общение играет решающую роль", 03.12.2014

Уильям Бастиан, член правления компании Кредитреформ Китай, раскрывает секреты ведения бизнеса немецкими компаниями и их самые быстрые способы заработка денег в Поднебесной.

Г-н Бастиан, многих немецких предпринимателей привлекают возможности, которые предоставляет сегодня Китай, но многие из них опасаются различий менталитета и правовой системы. В Китае, действительно,  все функционирует иначе?

Да, но китайский менталитет можно быстро понять и осмыслить. Конечно, существуют фундаментальные культурные различия, которые китайцы охотно черпают из „гуаньси“ – понятие, отражающее переплетение сложных межличностных и общественных отношений. В Поднебесной все зависит не сколько от того, что кто-либо объективно знает о своих партнерах по бизнесу, сколько, прежде всего от того, насколько хорошо, по его мнению, он их знает. Иначе говоря: в то время как на Западе мы ориентируемся главным образом на факты, между китайскими компаниями главную роль играет межличностное общение.

Но нам на Западе это тоже не было чуждо. До того момента как у нас появилась возможность составить объективную картину о партнерах по бизнесу с помощью бизнес-справок, кредитование так и оставалось вопросом доверия …

Именно, и как раз из-за необходимости избавить себя от этого, возникла группа компаний Кредитреформ. В Китае в сфере малого и среднего бизнеса профессиональный кредитный менеджмент все еще находится в зачаточном состоянии. Даже несмотря на то, что за последние несколько лет многое изменилось, должно пройти не менее двух поколений, прежде чем в малом и среднем бизнесе  Китая будут достигнуты такие же высокие стандарты, как и в Европе. Более того, в большинстве китайских компаний присутствует традиционная плоская организационная структура. Например, на 100 сотрудников может приходиться только один непосредственный руководитель, часто он может быть представлен самим директором компании, который взаимодействует с другими руководителями среднего звена на личностном уровне. Однако, чем больше продвигается процесс глобализации, тем больше китайские фирмы малого и среднего бизнеса учитывают потребность в прозрачности их иностранных партнеров, а также возрастающую аналогичную потребность собственных банков, развивают профессиональный кредитный менеджмент, так, как это делали раньше на протяжении долгого времени мировые концерны Китая. Тем не менее, я всегда удивляюсь, как много китайских компаний заключают сделки на основе смутных обещаний, и, таким образом, постоянно терпят неудачи.

 А как на практике обманутые компании взыскивают свои деньги?

Процесс взыскания задолженности проходит намного пассивнее, чем в Европе. В культурном плане многим китайцам тяжело дается даже обсуждать тему долга, не говоря уже о вступлении в конфронтацию. Многие просто ждут, что проблема решится без вмешательства. Их лозунг: Пока долги есть на бумаге, есть надежда. Во многих китайских фирмах основные принципы или даже стандартные процедуры борьбы с нерадивыми должниками, также и при последующих заказах, просто напросто отсутствуют.

 Это же прекрасные возможности для коллекторских агентств…  

В настоящее время передача такой неприятной темы как взыскание на аутсорсинговое обслуживание становится в Китае все популярнее. Главное для них - сохранить лицо. И все же процессы взыскания  в Китае  занимают намного больше времени, чем в Европе. Так, например, не достаточно просто контактировать с компанией-должником. Важно найти именно того сотрудника, который мог бы дать разрешение на авторизацию платежа. Также мало пользы приносит отправка напоминаний о задолженности. Нужно обязательно связаться с контактным лицом, ключевым словом здесь является "личный контакт". Коллекторские агентства могут выступать только посредниками, в то время как взыскание долга является делом юриста.

 А есть ли шанс на успех в суде?

Не только иностранцы, но и многие китайские бизнесмены боятся идти в суд, потому что они не разбираются  в правовой системе и, соответственно, не могут оценить все последствия. Причем юрист будет выбран, руководствуясь, скорее его личными качествами, нежели его репутацией или профессиональными способностями. Но если вообще ничего не помогает, то в большинстве случаев китайцы ждут конца судебного процесса и наедятся, что судья решит их проблемы. Примирение сторон во внесудебном порядке является большой редкостью. Судебные расходы в Китае низкие и, конечно, нет оснований избегать судебных разбирательств. В конце процесса судья решает, какая сторона должен их понести…

Разве местом юрисдикции в большинстве договоров немецких компаний указана не Германия?

Да, но это ничего не дает. Судебное решение, принятое заграницей, не может быть исполнено в Китае. Мой совет: нужно  переработать договор в соответствии с китайской юрисдикцией и лучше всего в таком крупном и открытом миру мегаполисе как Шанхай, потому что во многих отдаленных уголках страны все еще есть экономические зоны, печально известные своим избирательным правоприменением.

В итоге, что бы Вы посоветовали нашим читателям, которые захотят отважиться на такой серьезный шаг как ведение бизнеса в Китае?

Будьте открыты всем культурным различиям, например, вашим партнерам по бизнесу будет важен личный контакт с Вами. Быстро идентифицируйте лиц, которые смогут в дальнейшем Вам помочь. И наберитесь терпением: создание прочного и доверительного взаимодействия требует большого количества времени. Убедитесь в том, что все сложные и важные моменты и вопросы на английском языке были правильно поняты обеими сторонами. Если возникают какие-либо проблемы – озвучьте их своим партнерам, потому что они могут не проявлять должной инициативы. В процессах продажи, оплаты и описании продукта придерживайтесь простоты, не допускайте двусмысленности.

В качестве партнеров выбирайте проверенные международные компании и консалтинговые агентства с большим опытом. Но будьте осторожны: в стаде всегда есть много паршивых овец, которые хотят сделать быстрые деньги  с помощью неопределенных и ненадежных данных о компаниях. Достоверная информация о китайских компаниях должна быть получена в различных государственных учреждениях, которая потребует от Вас определенных затрат, но сохранит Ваше время, нервы и деньги.

  • Creditreform – лидер на немецком рынке взыскания

    Creditreform – лидер на немецком рынке взыскания

    Братислава, 30.08.2013

    С 70.000 клиентов Creditreform Германия является крупнейшим поставщиком услуг по взысканию задолженностей. Более 1 100 специалистов обеспечивают законные требования кредиторов. С объёмом дебиторской задолженности 6 млрд евро и почти 4,5 млн. кредиторов Creditreform является одной из ведущих компаний в области защиты прав кредиторов. Около половины миллиарда евро удалось вернуть Creditrefom своим клиентам год назад в досудебной стадии, что очень важно для сохранения ликвидности компаний.

    Только на национальном рынке Германии Creditreform имеет 130 представительств на местах. 95 % всех других компаний имеют 2 или 3 представительства.

    Ещё одно преимущество Creditreform - это международное присутствие.  Только 3% всех коллекторских компаний имеют свои представительства в более чем 5 странах за пределами Германии. С офисами в 23 странах мира Creditreform относится к безусловным лидерам. Таким образом Creditreform обладает наиболее густой сетью бизнес-партнёров для работы с иностранной дебиторской задолженностью.

ООО "Кредитреформ РУС"

1-й Магистральный тупик, д. 11, стр. 10, оф. 720
123290, Москва
Тел.:    +7 495 785 25 17
Факс:  +7 495 785 25 17 (доб. 218)

info@creditreform-rus.ru
http://www.creditreform-rus.ru

© 2017 Federation of Creditreform Association

Контакт

kontaktcenter

Контактный центр
Контакты